ФЭА / Информатика / КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» РАЗДЕЛ: АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК PASCAL НА ТЕМУ: №21 РАЗРАБОТКА В СРЕДЕ TURBO PASCAL ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ПОИСК ЧИСЕЛ, ЗАПИСЬ КОТОРЫХ СОВПАДАЕТ С ПОСЛЕДНИМИ ЦИФРАМИ КВАДРАТА
(автор - student, добавлено - 15-05-2014, 14:43)
СКАЧАТЬ:
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» РАЗДЕЛ: АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК PASCAL НА ТЕМУ: №21 РАЗРАБОТКА В СРЕДЕ TURBO PASCAL ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ПОИСК ЧИСЕЛ, ЗАПИСЬ КОТОРЫХ СОВПАДАЕТ С ПОСЛЕДНИМИ ЦИФРАМИ КВАДРАТА
ОглавлениеОглавление. 2 Введение. 3 Постановка задачи. 6 Описание основных операторов и используемых модулей. 7 Контрольная задача. 15 Задача 4. 18 Задача 17. 21 Задача 30. 24 Приложение. 25 Список литературы.. 27
Введение Важнейшая роль в развитии современного общества в конце XX в. принадлежит информатизации. По характеру и значению для будущего человеческой цивилизации процесс информатизации можно сравнить с переходом человечества от аграрного общества к индустриальному. Подобно тому, как изобретение механического двигателя открыло эру комплексной механизации и автоматизации физического труда, изобретение ЭВМ сделало то же самое в отношении труда умственного. Процесс информатизации и характеризуется использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию основных видов человеческой деятельности и демократизацию общества. В результате внедрения новых информационных технологий значительно изменяются общественно-экономические структуры, формируется гибкое динамичное общество, способное к активной самооценке и выбору целей развития, быстрой и адекватной реакции на изменение внешней и внутренней среды. Язык программирования Паскаль (назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623 — 1662)), разработан в 1968 — 1971 гг. Николаусом Виртом, профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы. Язык Паскаль, созданный первоначально для обучения программированию как систематической дисциплине, скоро стал широко использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании. По словам автора языка «… разработка языка Паскаль базировалась на двух принципиальных концепциях. Первая состояла в том, чтобы изобрести язык, приспособленный к обучению программированию как систематической дисциплине, базирующейся на некоторых фундаментальных положениях, ясно и естественно отраженных в языке. Вторая предполагала разработку конкретных представлений этого языка, которые были бы надежны и эффективны на современных ЭВМ.» По мнению Вирта, «язык, на котором студент учится выражать свои идеи, существенно влияет на его способ мышления и изобретательность… беспорядок, сопутствующий существующим языкам, непосредственно влияет на стиль программирования студентов.» Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что Вирт достиг поставленной перед собой цели. Широкой популярности Паскаля среди программистов способствовали следующие причины: – Благодаря своей компактности, удачному первоначальному описанию Паскаль оказался достаточно легким для изучения. – Язык программирования Паскаль отражает фундаментальные и наиболее важные концепции (идеи) алгоритмов в очевидной и легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы. – Язык Паскаль позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных. – Язык Паскаль сыграл большую роль в развитии методов аналитического доказательства правильности программ и позволил реально перейти от методов отладки программ к системам автоматической проверки правильности программ. – Применение языка Паскаль значительно подняло "планку" надежности разрабатываемых программ за счет требований Паскаля к описанию используемых в программе переменных, проверки согласованности программы при компиляции без ее выполнения. – Использование в Паскале простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов. Хотя миллионы программистов сегодня в мире используют Pascal для сложных и больших проектов, он был разработан в первую очередь для обучения учащихся в практике современного программирования. И по сей день язык программирования Pascal считается наиболее желательным для тех, кто совершает свои первые шаги в этой области. Стройность и лаконичность, широкие возможности в области обработки структур данных обусловили популярность языка Pascal. Его реализация Borland Pascal 7.0 отражает все современные тенденции в области объектно-ориентированного программирования.
Постановка задачи Разработка в среде Turbo Pascal программы, реализующей поиск чисел, запись которых совпадает с последними цифрами их квадрата. Задания: 1) Изучить работу с массивами и элементами массивов. Решить контрольные задачи: № 4, 17, 30. 2) Проанализировать методы поиска последовательности элементов массива. Решить контрольную задачу: Дано натуральное число n. Среди чисел 1, 2, …, n найти все такие, запись которых совпадает с последними цифрами их квадрата (как, например 62=36, 252=625 и т.д. Задача 4. В массиве хранятся элементы, соответствующие росту учеников класса. Найти: 1) средний рост учеников; 2) рост самого высокого и самого низкого в классе; 3) сколько ребят отберут в баскетбольную секцию, если туда отбирают с ростом больше 170 см. 4) сколько ребят в классе имеют одинаковый рост. Задача 17. Написать программу, определяющую сумму положительных и количество отрицательных элементов среди элементов, расположенных между первым по порядку максимальным и последним по порядку минимальным элементами массива. Задача 30. Составить программу получения в порядке убывания всех делителей данного целого числа.
Описание основных операторов и используемых модулей Алфавит и структура программыСовокупность допустимых в языке PASCAL 7.0 символов образует алфавит, который складывается из букв, цифр и специальных символов. Между группами символов алфавита вставляются разделители. В качестве букв PASCAL 7.0 использует прописные и строчные латинские буквы. Цифрами PASCAL 7.0 могут служить только арабские цифры то 0 до 9. Из букв, цифр и знаков подчеркивания строятся идентификаторы. Написание прописных и строчных букв в идентификаторах не различается: слова VAR, vAR VaR трактуются как одно слово. Длина идентификатора может быть любой, но существенны только первые 63 символа. Начинаться идентификатор должен всегда с буквы и может содержать знаки подчеркивания и цифры в любом другом месте. В понятие специальных символов входят знаки операций, знаки пунктуации и зарезервированные слова. Под знаками операций понимаются как различные арифметические действия (+, -, *, /, >, <, О, <=,>m , @), так и арифметические и логические функции (DIV, MOD, NOT, AND, OR, XOR, IN, SHL, SHR). Множество знаков пунктуации складывается из следующих символов: { } или (* *) Скобки комментария [ ] Выделение индексов массивов и элементов множеств () Выделение списков параметров, атгебраические скобки ' Апостроф := Знак присваивания ; Разделение операторов и объявлений : Отделение переменной или типизированной константы от типа = Отделение идентификатора типа от описания типа или типизированной константы от ее значения , Разделение элементов списка . Разделение границ диапазона, конец программы, отделение целой части от дробной, разделение полей записи $ Знак шестнадцатеричного числа или директива компилятора # Признак кода числа К зарезервированным словам относятся операторы, имена логических и арифметических функций, имена директив. Список зарезервированных слов приводится в приложении. Разделителями служат пробелы, любые управляющие символы и комментарии, которые заключаются в фигурные скобки. Комментарий, в котором за скобкой идет знак $, является директивой компилятора. Все остальные комментарии при компиляции программы игнорируются. Некоторые символы, такие, как &, %, буквы русского алфавита и т. д., можно использовать только в символьных строках и в комментариях. Структура программыВ программе могут быть следующие разделы, каждый из которых, кроме последнего, завершается точкой с запятой. В этой курсовой работе использовались следующие:
Кроме этого имеются разделы объявления меток и раздел констант. Заголовок программы. Заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Если заголовок присутствует, то он состоит из зарезервированного слова и имени программы, возт можно со списком параметров в круглых скобках. Конец заголовка обозначается точкой с запятой: PROGRAM SAMPLE; Порядок размещения остальных разделов произвольный, программист может создавать несколько одинаковых разделов. Раздел объявления меток. Данный раздел начинается со слова LABEL, за которым следует список меток. Завершается список точкой с запятой: LABEL 4, 77, 90; В программе в качестве меток могут использоваться целые числа без знака. Сама метка ставится в теле программы перед оператором и отделяется от него двоеточием. Раздел объявления констант. Раздел объявления констант вводится для того, чтобы приписать некоторым константам идентификаторы. Эти константы не меняют своего значения во время выполнения программы. Например, целочисленную, действительную и строковую константы можно задать следующим образом: CONST А = 512; В = 'SOMETEXT'; BRIGHTNESS = 0.5; Раздел объявления переменных. Объявление различных переменных всегда начинается с зарезервированного слова VAR, за ко торым следует список переменных. Для всех переменных обозначается тип, стандартный или ранее объявленный в программе: VAR I, J : INTEGER; L : REAL; STR : STRING; Раздел объявления процедур и функций. Все используемые процедуры и функции должны быть объявлены до начала входа в основную программу. Тело программы. Тело программы обязательно и должно быть заключено между BEGIN и END с точкой. Структура данныхИспользуемые различные типы данных в PASCAL имеют огромное значение при программировании, т. к. определяют способы и алгоритмы обработки этих данных. Определим понятие формально: под типом данных понимается множество допустимых значений переменных, а также совокупность операций над ними. В PASCAL 7.0 можно выделить следующие группы типов: – простые типы; – структурированные типы; – указатели; – процедурные типы; – объекты. Для данной курсовой работы достаточно использовать простые типы, а из структурированных – только массивы. При программировании можно использовать как стандартные типы данных, не требующие предварительного определения, так и определяемые самим программистом. К стандартным типам относятся: – целые типы - SHORTINT, INTEGER, LONGINT, BYTE, WORD; – вещественные типы - REAL, SINGLE, DOUBLE, EXTENDED, COMP; – логические типы BOOLEAN; – символьный тип CHAR; – тип-строка - STRING; – ASCII-строка - PCHAR; – текстовый файл TEXT; – тип-указатель POINTER. Все другие используемые типы должны быть определены либо в разделе объявления типов, либо в разделе объявления переменных или типизированных констант. ПРОСТЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ Рассмотрим простые типы данных. Простой тип определяет упорядоченные значения переменной. К простым типам относятся: – целые типы; – логический тип; – перечисляемые типы; – тип-диапазон; – символьный тип; – вещественные типы. Все простые типы данных, кроме вещественных, называются порядковыми, и для них определены функции: DEC(N) Уменьшение N INC(N) Увеличение N ORD(N) Порядковый номер N МассивыОн представляет собой заранее известное количество однотипных компонентов, снабженных индексами. Массив может быть одномерным или многомерным. Чтобы задать тип-массив, необходимо использовать зарезервированное слово ARRAY, тип индексов массива и тип компонентов массива. Например, тип одномерного массива целых чисел может быть задан следующим образом: VAR М1 : ARRAY[1..10] OF INTEGER; Размерность массива может быть любой, компоненты тоже, только тип индексов должен быть обязательно порядковый и не Longint. В большинстве случаев при задании размеров массивов используются диапазоны. В PASCAL 7.0 тип двумерных массивов описывается так же, как и одномерных. Различие состоит в том, что вы должны указать диапазон для двух индексов массива - положение каждого элемента массива A [I, J] определяется значением строки I и столбца J. Например, описание двумерного массива натуральных чисел размера N х М может быть задано следующей строкой: VAR MAS : ARRAY[1..N, 1..M] OF INTEGER; Основые операторы Оператор присваивания. Оператор присваивания используется для изменения значений переменных, в том числе и для вычислений по формулам — оператор предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, стоящей в левой части. Формат: идентификатор := выражение; Составной оператор. Составной оператор представляет собой группу из произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой и ограниченную операторными скобками begin и end. Формат: begin Оператор1; … OпеpaтoрN; end; Условный оператор If. Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результата выполнить тот или иной оператор или группу операторов. С помощью условных операторов программируются алгоритмы разветвляющейся структуры. Формат: if <условие> then < оператор1> else < оператор2>; где if, then, else – зарезервированные слова (обозначают если, то, иначе соответственно); <условие> - произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Паскаль. Условный оператор работает по следующему алгоритму: вначале вычисляется выражение <условие>. Если результат - true (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается. Если результат - false (ложь), наоборот <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Часть оператора, стоящая после служебного слова else, может отсутствовать. Тогда при значении true условного выражения выполняется <оператор1>, в противном случае этот оператор пропускается. Формат: If < условие > then < оператор>; Один оператор if может входить в состав другого оператора if. В этом случае говорят о вложенности операторов. Пример: if Условие1 then if Условие2 then Оператор1 else Оператор2; Оператор цикла For. Оператор повтора for часто называют оператором цикла с параметром, так как число повторений задается переменной, называемой параметром цикла, или управляющей переменной, которая на каждом шаге цикла автоматически изменяет свое значение ровно на единицу – поэтому ее и называют счетчиком. Оператор повтора for применяется в случаях, когда число повторений заранее известно. Оператор повтора for состоит из заголовка (строка, содержащая for…do ) и тела цикла. Формат: for < параметр цикла >:=А to B do < оператор >; где for, do – зарезервированные слова (обозначают "для", "выполняй" соответственно); А и В – выражения, определяющие соответственно начальное и конечное значение параметров цикла; < оператор > - тело цикла. Если требуется выполнить после do несколько операторов, они обрамляются операторными скобками begin и end, образуя тем самым составной оператор. Цикл while В отличие от цикла for, в цикле while заранее неизвестно сколько раз проработает цикл. Вместо задания параметров счетчика, там задается условие, при котором цикл будет продолжать работать. Если условие будет равно false, то цикл прекратит свою работу. Формат: While <условие> do <оператор>; Пока <условие> = true будет выполнятся <оператор>. Как и в предыдущем случае, в качестве оператора может использоваться составной оператор.
Контрольная задача Блок-схема
Программа program prk; uses crt; const N = 99; var a : array[1..5] of byte; nn : array[1..3] of byte; aq, i, k : integer; begin for i := 1 to n do begin if i > 9 then k := 2 else k :=1; nn[1] := i div 10; nn[2] := i - nn[1]*10; aq := i*i; a[1] := aq div 1000; a[2] := ( aq - a[1]*1000 ) div 100; a[3] := ( aq - a[1]*1000 - a[2]*100 ) div 10; a[4] := aq - a[1]*1000 - a[2]*100 - a[3]*10 ; if k = 1 then if nn[2] = a[4] then writeln( i, ' ', aq ); if k = 2 then if (nn[2] = a[4]) and (nn[1] = a[3]) then writeln( i, ' ', aq ); end; readln; end.
Задача 4 Блок-схема Программа program pr4; uses crt; const M = 15; var a: array[1..M] of byte; i, j, avg: integer; min, max, b, eq: byte; begin ClrScr; Randomize; for i := 1 to M do begin a[i]:= 140+Random(60); write(a[i]:4); end; writeln; min := a[1]; for i := 1 to M do begin avg := avg + a[i]; if max < a[i] then max:=a[i]; if min > a[i] then min:=a[i]; if a[i]>170 then b:=b+1; end; for i := 1 to M-1 do begin for j:= i+1 to M do begin if a[j]<>0 then if a[i] = a[j] then begin eq := eq + 2; a[j]:=0; end; end; a[i]:=0; end; avg := avg div M; writeln('Средний рост : ', avg); writeln('Самый высокий рост: ', max); writeln('Самый низкий рост : ', min); writeln('Годны на баскетбол: ', b); writeln('Одинаковых : ', eq); readln; end.
Задача 17 Блок-схема
Программа
program pr17; uses Crt; const N = 20; var a: array[1..N] of integer; min, max : integer; minI, maxI : byte; i : integer; sum, kol : integer; begin ClrScr; Randomize; for i := 1 to N do begin a[i] := Random(20)-5; write(a[i]:3); end; writeln; min := a[1]; for i := 1 to N do if a[i] <= min then begin min := a[i]; minI := i; end; for i := N downto 1 do if a[i] >= max then begin max := a[i]; maxI := i; end; if maxI > minI then begin i := maxI; maxI := minI; minI := i; end; for i := maxI+1 to minI-1 do if a[i] < 0 then kol := kol+1 else sum := sum+a[i]; writeln('Последний минимальный элемент: ', min, ' в позиции: ', minI); writeln('Первый максимальный элемент: ', max, ' в позиции: ', maxI); writeln('Сумма положительных элементов: ', sum); writeln('Количество отрицательных элементов: ', kol); readln; end.
Задача 30 Блок-схема
Программа program pr30; uses crt; var n : integer; i : integer; begin ClrScr; write('Введите число: '); readln(n); write('Делители: '); for i := n-1 downto 2 do if n mod i = 0 then write(i, ' '); readln; end.
Приложение Контрольная задача
Задача 4
Задача 17
Задача 30
Список литературы
Похожие статьи:
|
|