ФЭА / Информатика / КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» РАЗДЕЛ: АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК PASCAL НА ТЕМУ: №14 РАЗРАБОТКА В СРЕДЕ TURBO PASCAL ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ СОРТИРОВКУ СТРОК МАТРИЦЫ
(автор - student, добавлено - 15-05-2014, 14:31)
СКАЧАТЬ:
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» РАЗДЕЛ: АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК PASCAL НА ТЕМУ: №14 РАЗРАБОТКА В СРЕДЕ TURBO PASCAL ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ СОРТИРОВКУ СТРОК МАТРИЦЫ
Оглавление Оглавление. 2 Задание. 3 Описание используемых модулей и основных операторов. 4 Алфавит и структура программы.. 4 Структура программы.. 6 Структура данных. 8 Массивы.. 10 Блок-схемы.. 15 Программы.. 19 Приложение. 25
Задание Разработка в среде Turbo Pascal программы, реализующей сортировку строк матрицы. Задания:
Задача 4 В массиве хранятся элементы, соответствующие росту учеников класса. Найти: 1) средний рост учеников; 2) рост самого высокого и самого низкого в классе; 3) сколько ребят отберут в баскетбольную секцию, если туда отбирают с ростом больше 170 см. 4) сколько ребят в классе имеют одинаковый рост. Задача 16 Написать программу, определяющую сумму тех элементов, рядом с которыми стоят четные числа (справа и слева). Задача 28 Составить программу подсчета числа всех натуральных чисел, меньших M, квадрат суммы цифр которых равен X. Описание используемых модулей и основных операторов Алфавит и структура программыСовокупность допустимых в языке PASCAL 7.0 символов образует алфавит, который складывается из букв, цифр и специальных символов. Между группами символов алфавита вставляются разделители. В качестве букв PASCAL 7.0 использует прописные и строчные латинские буквы. Цифрами PASCAL 7.0 могут служить только арабские цифры то 0 до 9. Из букв, цифр и знаков подчеркивания строятся идентификаторы. Написание прописных и строчных букв в идентификаторах не различается: слова VAR, vAR VaR трактуются как одно слово. Длина идентификатора может быть любой, но существенны только первые 63 символа. Начинаться идентификатор должен всегда с буквы и может содержать знаки подчеркивания и цифры в любом другом месте. В понятие специальных символов входят знаки операций, знаки пунктуации и зарезервированные слова. Под знаками операций понимаются как различные арифметические действия (+, -, *, /, >, <, О, <=,>m , @), так и арифметические и логические функции (DIV, MOD, NOT, AND, OR, XOR, IN, SHL, SHR). Множество знаков пунктуации складывается из следующих символов: { } или (* *) Скобки комментария [ ] Выделение индексов массивов и элементов множеств () Выделение списков параметров, алгебраические скобки ' Апостроф := Знак присваивания ; Разделение операторов и объявлений : Отделение переменной или типизированной константы от типа = Отделение идентификатора типа от описания типа или типизированной константы от ее значения , Разделение элементов списка . Разделение границ диапазона, конец программы, отделение целой части от дробной, разделение полей записи $ Знак шестнадцатеричного числа или директива компилятора # Признак кода числа К зарезервированным словам относятся операторы, имена логических и арифметических функций, имена директив. Список зарезервированных слов приводится в приложении. Разделителями служат пробелы, любые управляющие символы и комментарии, которые заключаются в фигурные скобки. Комментарий, в котором за скобкой идет знак $, является директивой компилятора. Все остальные комментарии при компиляции программы игнорируются. Некоторые символы, такие, как &, %, буквы русского алфавита и т. д., можно использовать только в символьных строках и в комментариях. Структура программыВ программе могут быть следующие разделы, каждый из которых, кроме последнего, завершается точкой с запятой:
Заголовок программы. Заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Если заголовок присутствует, то он состоит из зарезервированного слова и имени программы, возт можно со списком параметров в круглых скобках. Конец заголовка обозначается точкой с запятой: PROGRAM ONE; Порядок размещения остальных разделов произвольный, программист может создавать несколько одинаковых разделов. Раздел объявления меток. Данный раздел начинается со слова LABEL, за которым следует список меток. Завершается список точкой с запятой: LABEL 4, 77, 90; В программе в качестве меток могут использоваться целые числа без знака. Сама метка ставится в теле программы перед оператором и отделяется от него двоеточием. Раздел объявления констант. Раздел объявления констант вводится для того, чтобы приписать некоторым константам идентификаторы. Эти константы не меняют своего значения во время выполнения программы. Например, целочисленную, действительную и строковую константы можно задать следующим образом: CONST А = 512; В = 'IRDА'; BRIGHTNESS = 0.5; Раздел объявления типов. В PASCAL 7.0 используются стандартные типы данных, но могут быть объявлены и новые типы. Например, для объявления типов, соответствующих году, месяцу и дню, можно написать так: TYPE YEAR = 1900..2200; MONTH = (JAN, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AUG, SEP, OCT, NOV, DEC); DAY= 1..31; Раздел объявления переменных. Объявление различных переменных всегда начинается с зарезервированного слова VAR, за ко торым следует список переменных. Для всех переменных обозначается тип, стандартный или ранее объявленный в программе: VAR I, J : INTEGER; L : REAL; STR : STRING; Раздел объявления процедур и функций. Все используемые процедуры и функции должны быть объявлены до начала входа в основную программу. Тело программы. Тело программы обязательно и должно быть заключено между BEGIN и END с точкой. Структура данныхИспользуемые различные типы данных в PASCAL имеют огромное значение при программировании, т. к. определяют способы и алгоритмы обработки этих данных. Определим понятие формально: под типом данных понимается множество допустимых значений переменных, а также совокупность операций над ними. В PASCAL 7.0 можно выделить следующие группы типов: – простые типы; – структурированные типы; – указатели; – процедурные типы; – объекты. При программировании можно использовать как стандартные типы данных, не требующие предварительного определения, так и определяемые самим программистом. К стандартным типам относятся: – целые типы - SHORTINT, INTEGER, LONGINT, BYTE, WORD; – вещественные типы - REAL, SINGLE, DOUBLE, EXTENDED, COMP; – логические типы BOOLEAN; – символьный тип CHAR; – тип-строка - STRING; – ASCII-строка - PCHAR; – текстовый файл TEXT; – тип-указатель POINTER. Все другие используемые типы должны быть определены либо в разделе объявления типов, либо в разделе объявления переменных или типизированных констант. Раздел объявления типов начинается зарезервированным TYPE, после которого определяются вводимые типы. Определение каждого нового типа начинается с идентификатора типа. За ним следует знак равенства, а далее - само определение, завершающееся точкой с запятой: TYPE <имя типа 1> = <определение типа 1>; <имя типа 2> = <определение типа 2>; ............... <имя типа N> = <определение типа N>; ПРОСТЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ Рассмотрим простые типы данных. Простой тип определяет упорядоченные значения переменной. К простым типам относятся: – целые типы; – логический тип; – перечисляемые типы; – тип-диапазон; – символьный тип; – вещественные типы. Все простые типы данных, кроме вещественных, называются порядковыми, и для них определены функции: DEC(N) Уменьшение N INC(N) Увеличение N ORD(N) Порядковый номер N МассивыОн представляет собой заранее известное количество однотипных компонентов, снабженных индексами. Массив может быть одномерным или многомерным. Чтобы задать тип-массив, необходимо использовать зарезервированное слово ARRAY, тип индексов массива и тип компонентов массива. Например, тип одномерного массива целых чисел может быть задан следующим образом: TYPE MAS = ARRAY[1..10] OF INTEGER; VAR M1 : MAS; Тот же самый тип массива может быть задан и при определении соответствующих переменных: VAR М1 : ARRAY[1..10] OF INTEGER; Размерность массива может быть любой, компоненты тоже, только тип индексов должен быть обязательно порядковый и не Longint. В большинстве случаев при задании размеров массивов используются диапазоны. В PASCAL 7.0 тип двумерных массивов описывается так же, как и одномерных. Различие состоит в том, что вы должны указать диапазон для двух индексов массива - положение каждого элемента массива A [I, J] определяется значением строки I и столбца J. Например, описание двумерного массива натуральных чисел размера N х М может быть задано следующей строкой: VAR MAS : ARRAY[1..N, 1..M] OF INTEGER; Сортировка МассивовСортировка — один из наиболее распространенных процессов современной обработки данных. Сортировкой называется распределение элементов множества по группам в соответствии с определенными правилами. Например, сортировка элементов массива, в результате которой получается массив, каждый элемент которого, начиная со второго, не больше стоящего от него слева, называется сортировкой по невозрастанию. Рассмотрим два метода сортировки – линейную и методом «пузырька». Линейная сортировка (сортировка отбором) Это самый простой и самый очевидный метод сортировки массивов, а также наиболее прост в реализации. Идея линейной сортировки по невозрастанию заключается в том, чтобы, последовательно просматривая весь массив, отыскать наибольшее число и поместить его на первую позицию, обменяв его с элементом, который ранее занимал первую позицию. Затем просматриваются все остальные элементы массива и выполняется аналогичная операция по отбору из рассматриваемой части массива максимального элемента и обмену местами этого элемента и первого в рассматриваемой части и т.д. Операторы Оператор присваивания. Оператор присваивания используется для изменения значений переменных, в том числе и для вычислений по формулам — оператор предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, стоящей в левой части. Формат: идентификатор := выражение;
Составной оператор. Составной оператор представляет собой группу из произвольного числа операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой и ограниченную операторными скобками begin и end. Формат: begin Оператор1; Оператор2; … OпеpaтoрN; end;
Условный оператор IF. Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результата выполнить тот или иной оператор или группу операторов. С помощью условных операторов программируются алгоритмы разветвляющейся структуры. Формат: if <условие> then < оператор1> else < оператор2>; где if, then, else – зарезервированные слова (обозначают если, то, иначе соответственно); <условие> - произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Паскаль. Условный оператор работает по следующему алгоритму: вначале вычисляется выражение <условие>. Если результат - true (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается. Если результат - false (ложь), наоборот <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Часть оператора, стоящая после служебного слова else, может отсутствовать. Тогда при значении true условного выражения выполняется <оператор1>, в противном случае этот оператор пропускается. Формат: If < условие > then < оператор>; Один оператор if может входить в состав другого оператора if. В этом случае говорят о вложенности операторов. Пример: if Условие1 then if Условие2 then Оператор1 else Оператор2; Оператор цикла For. Оператор повтора for часто называют оператором цикла с параметром, так как число повторений задается переменной, называемой параметром цикла, или управляющей переменной, которая на каждом шаге цикла автоматически изменяет свое значение ровно на единицу – поэтому ее и называют счетчиком. Оператор повтора for применяется в случаях, когда число повторений заранее известно. Оператор повтора for состоит из заголовка (строка, содержащая for…do ) и тела цикла. Формат: for < параметр цикла >:=А to B do < оператор >; где for, do – зарезервированные слова (обозначают "для", "выполняй" соответственно); А и В – выражения, определяющие соответственно начальное и конечное значение параметров цикла; < оператор > - тело цикла. Если требуется выполнить после do несколько операторов, они обрамляются операторными скобками begin и end, образуя тем самым составной оператор. Цикл while В отличие от цикла for, в цикле while заранее неизвестно сколько раз проработает цикл. Вместо задания параметров счетчика, там задается условие, при котором цикл будет продолжать работать. Если условие будет равно false, то цикл прервет свою работу. Формат: while <условие> do оператор; В качестве оператора может выступать также и составной оператор.
Блок-схемы Контрольная задача
Задача 4
Задача 16
Задача 28
Программы Контрольная задача program kontr; uses Crt; var a: array[1..10, 1..10] of byte; i, j, k: integer; t : byte; begin ClrScr; Randomize; writeln('Исходный массив:'); for j := 1 to 10 do begin for i := 1 to 10 do begin a[i,j]:=random(90)+10; write(m[i, j]:3); end; writeln; end; writeln; for j := 1 to 10 do begin for i := 1 to 10 do begin for k := i to 10 do begin if a[i, j] < a[k, j] then begin t := a[i,j]; a[i,j]:=a[k,j]; a[k,j]:=t; end; end; end; end; writeln('Отсортированный массив:'); for j := 1 to 10 do begin for i := 1 to 10 do write(a[i, j]:3); writeln; end; readln; end.
Задача 4 program z4; const N = 15; var a: array[1..N] of byte; i, j, sred: integer; min, max, bask, eq: byte; begin Randomize; for i := 1 to N do begin a[i]:= Random(50)+150; write(a[i]:4); end; writeln; min := a[1]; for i := 1 to N do begin sred := sred + a[i]; if max < a[i] then max:=a[i]; if min > a[i] then min:=a[i]; if a[i]>170 then bask:=bask+1; end; for i := 1 to N-1 do begin for j:= i+1 to N do begin if a[j]<>0 then if a[i] = a[j] then begin eq := eq + 2; a[j]:=0; end; end; a[i]:=0; end; sred := sred div N; writeln('Средний рост : ', sred); writeln('Самый низкий : ', min); writeln('Самый высокий: ', max); writeln('Баскетболисты: ', bask); writeln('Одинаковых: ', eq); readln; end.
Задача 16 program z16; uses Crt; const N = 20; var a: array[1..N] of byte; i, sum: integer; begin ClrScr; Randomize; for i := 1 to N do begin a[i]:= random(20); write(a[i]:3); end; writeln; for i:= 2 to N-1 do if (a[i-1] mod 2 = 0) and (a[i+1] mod 2 = 0) then sum := sum + a[i]; writeln('sum = ', sum); readln; end.
Задача 28 program z28; uses Crt; const M = 9999; X = 25; var n : array[1..4] of byte; i : integer; begin ClrScr; for i := 1 to M do begin n[1] := i div 1000; n[2] := (i - n[1]*1000) div 100; n[3] := (i - n[1]*1000 - n[2]*100) div 10; n[4] := (i - n[1]*1000 - n[2]*100 - n[3]*10); if sqr(n[1]+n[2]+n[3]+n[4]) = X then write(i, ', '); end; readln; end.
Приложение Контрольная задача
Задача 4
Задача 16
Задача 28
Похожие статьи:
|
|