О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок
O2 Design Template

ФЭА / Прикладная химия / Платность природопользования

(автор - student, добавлено - 24-06-2014, 21:49)

Платность природопользования

Возможность платности использования природных ресурсов в России осознана не сразу, чему способствовало богатство страны природными ресурсами. Однако по мере преимущественно экстенсивного развития производства стала появляться относительная ограниченность природных ресурсов, сопровождаемая резким ухудшением состояния окружающей среды. Это привело к тому, что лишь прекращение бесплатного пользования природными богатствами и загрязнения окружающей среды может способствовать улучшению ситуации. В экономической науке исследовались различные подходы к экономической оценке природных ресурсов и установлению размеров платы за их использование. Их можно разбить на следующие группы.

1. Затратный подход. Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. На этом принципе основано установление платы за забор воды промышленными предприятиями, действующее в настоящее время. Недостатком является то, что ресурс лучшего качества, расположенный в более удобном для освоения месте, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская стоимость будет выше, чем более  плохого  ресурса.

2. Результативный подход. Согласно этому подходу экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход.

3. Затратно-ресурсный подход. При определении стоимость природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования.

4. Рентный поход. При рентных оценках лучший ресурс получает большую стоимость. Затраты на освоение ресурса ориентированы на некий средний уровень, и оценка более объективна. Обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения категорий рентных платежей. Рентные оценки учитывают факт ограниченности природного ресурса.

5. Воспроизводственный подход. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории.

6. Монопольно-ведомственный подход. Суть подхода состоит в том, чтобы размер платы за пользование природными ресурсами соответствовал потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных служб, осуществляющих монопольное распоряжение природными ресурсами. Регулирование нормативов платы с учетом изменения уровня цен на природоохранные мероприятия осуществляется на основе коэффициентов индексации платы за загрязнение окружающей среды.

Коэффициент индексации рассчитывается как средневзвешенная величина соотношений стоимости ввода единицы мощностей природоохранного назначения, стоимости НИР, повышения минимальной заработной платы за расчетный период к базовому периоду с учетом сложившей структуры использования платежей.

2. Направление. Укрупненные экологические коэффициенты по экономическим районам не позволяют учитывать состояние атмосферного воздуха и проводить соответствующую дифференциацию при расчетах платежей за загрязнение в республиках, областях и автономных образованиях.

Метод дифференциации коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха заключается в определении следующих индексов плотности загрязнения атмосферного воздуха:

-индекс плотности загрязнения атмосферного воздуха в экономических районах;

- индекс плотности загрязнения атмосферного воздуха в каждой республике (крае, области, автономном образовании);

-индекс загрязнения атмосферного воздуха в городских поселениях;

- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха для республик, краев, областей;

- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха для городов.

3. Направление. Взимание платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации сторонних организаций.

Плата с абонентов за сброс загрязняющих веществ взимается владельцами (арендаторами) систем канализаций по нормативам:

- за допустимые сбросы загрязняющих веществ в систему канализаций;

- за превышение допустимого сброса загрязняющих веществ в систему канализаций.

Законом «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются два вида платежей – за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.

Плата за пользование природными ресурсами регулируется соответствующими природоресурсными законодательными актами. Например, за пользование землей находящейся в собственности или временном пользовании взимается земельный налог.

Плата за пользование природными ресурсами также предусмотрена за пользование недрами, водами лесным фондом за пользование животным миром.

Плата за загрязнение окружающей среды это один из важных принципов направленных на экономическое стимулирование предприятий принимать меры по снижению загрязнения окружающей среды.

Закон предусматривает два вида платежа за загрязнение окружающей среды. Плата за:

-Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

-Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: 

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; 

  • · сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 
  • · загрязнение недр, почв; 
  • · размещение отходов производства и потребления; 
  • · загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 
  • · иные виды негативного воздействия на окружающую среду. 

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Причем внесение вышеуказанной платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охранеокружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. 

Плата взимается: 

  • · за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов (в соответствии, например, с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 (ред. от 01.12.2007) «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», в то же время условия и ставки платежей могут устанавливаться и дифференцироваться субъектами Федерации; 
  • · за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 
  • · на воспроизводство и охрану природных ресурсов (ст. ст. 42, 43 Закона РФ «О недрах»; ст.ст. 12, 123–125, 128 Водного кодекса РФ; ст.ст. 13, 103, 104, 106, 107 Лесного кодекса РФ; ст. 52 Федерального закона «О животном мире»). 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и другие виды вредного воздействия является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия — природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами добровольно предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства. 

Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. 


Ключевые слова -


ФНГ ФИМ ФЭА ФЭУ Яндекс.Метрика
Copyright 2021. Для правильного отображения сайта рекомендуем обновить Ваш браузер до последней версии!